Lord Snowdon Тони Армстронг-Джонс (позже - лорд Сноудон) родился в 1930 г. Окончил Итон, где большую часть времени проводил в механической лаборатории: мастерил радиолы, трости - они же детекторные приемники или фонарики, подводную фотокамеру и, что немаловажно, сигнализацию от воров для кухонного буфета, а в Кембридже слушал курс естественных наук в течение десяти дней; потом предпочел перейти на архитектуру. В 1950 г. лодка, в которой он был рулевым, пришла первой в состязаниях по гребле. Помимо прочего, его фотографии печатались в университетском издании "Уагзйу". Провалившись на экзаменах, решил бросить университет.

Его отец оплатил трехлетнее ученичество у известного фотографа Бэрона, но Сноудон и его бросил через полгода. Тем не менее уже в 1950-х гг. начинающий фотограф приобрел известность. Его театральные снимки появлялись на страницах "Tatler", "Scetch" и "Daily Express", а в 1958 г. он прославился своей книгой "Лондон". В 1957 г. с оглушительным успехом прошла его первая фотовыставка под названием "Photocall" ("Протокольная съемка"). На ней были представлены сильно увеличенные копии его театральных снимков.

С тех пор Сноудон - один из самых уважаемых фотографов Британии. Его работы публикуются в таких известных журналах, как "Life", "Sunday Times", "Теlegraph", в глянцевых изданиях вроде "Vanity Fair" или "Vogue" и почти во всех международных журналах.

Кроме того, Сноудон работал дизайнером садов, сценических декораций, мебели, часов, лыжной одежды и инвалидных колясок. Павильон для птиц в лондонском зоопарке, который он спроектировал совместно с Седриком Прайсом и Фрэнком Ньюби, недавно был занесен в реестр охраняемых памятников. Также он был режиссером документального фильма "Не считай свечки" о проблемах людей пожилого возраста. Фильм, в котором авторский текст читал Дерек Карт, получил две премии "Эмми" в 1968 г. и стал первым из более чем десятка документальных фильмов, неизменно получавших награды критики.

Сноудон неустанно привлекает внимание общества к проблемам инвалидов.

Лорд Сноудон - один из самых разносторонних фотографов своего поколения. На этой выставке представлены его работы за пятидесятилетний период, начиная с его ранних фоторепортажей о Лондоне, сделанных в 1950-е гг., и заканчивая фотопортретами самых известных людей мира настоящего времени. Он по-прежнему регулярно публикуется в журналах "Vanity Fair" и "Vogue", первые снимки для которых он делал более сорока пяти лет назад, что ставит его в ряды самых постоянных и долговременных авторов этих журналов.

Директор Национальной портретной галереи в Лондоне Чарльз Смитт сказал о нем: "Тони Сноудон на протяжении всей своей жизни всегда был знаком со всеми, с кем стоит познакомиться. И вот все они здесь, представители всех сдоев общества: короли, королевы; принцесса Уэльская, снятая так, словно она только что выскочила из-под дождя; весь мир лондонской моды, театр и мир искусства второй половины двадцатого века. Сноудон всегда оказы-вался-там, где нужно быть - и как участник, и как наблюдатель".

Всем хорошо известно, что он не желает считать себя "специалистом". Он привносит в фотографию все несообразности жизни, а также образы многих самых талантливых людей нашего времени: Марлен Дитрих в Париже, Дэ-мьен Херст в аквариуме... Он всегда любил театр, особенно мир танца, и танцоры своим искусством всегда отвечали ему взаимностью и всегда с любовью вспоминали свои встречи с ним.

Фотографировать людей из театрального мира и мира искусств лорда Сноудона впервые побудил его дядя, легендарный театральный дизайнер и художник Оливер Мессел. И эти фотографии, насыщенные движением, навсегда изменили облик театральной фотографии.

Постскриптум

В 1983 г. мною готовились гастроли Московского государственного цирка в Великобритании. Я предолжила Тони Сноудону сделать фотографии артистов для рекламных постеров и различных публикаций, так как это был первый большой визит советского цирка за последние 16 лет. Я и не надеялась, что он примет это предложение, но он согласился. Именно тогда я поняла, что работа с ним является настоящим приключением. Я ожидала столкнуться с эгоцентричной личностью, а оказалось все наоборот. Мы путешествовали на поездах в Ленинград и Краснодар без всякого антуража: просто фотограф Тони Сноудон, его ассистент и я. К концу его рабочего дня (а это могло быть далеко за полночь) рестораны в гостиницах, где мы останавливались, иногда уже были закрыты, и Сноудон сам готовил на ресторанной кухне вкусный омлет, чем немало удивлял всех присутствующих!

В 1985 г. мы вернулись для подготовки гастролей Большого и Кировского театров. Танцовщики обоих театров с удовольствием выполняли все требования Тони, пытаясь достичь не просто хорошего уровня обычной балетной фотографии, а зрительной передачи внутреннего наслаждения и энергии целого спектакля.

Единственное, что всегда можно с уверенностью предсказать в работе с лордом Сноудоном, - захватывающий дух результат и абсолютную гарантию того, что тебе никогда не будет скучно!

Виктория Чарлтон